Клуб КРОСС - Интервью с Ильей Кузнецовым - психолог, консультация психолога, сценарий жизни людей, тренинги личностного роста

«Ну что поделать, если жизнь такая…». Наверняка эти слова не раз произносили все. И мало кто задумывается, почему жизнь порой именно ТАКАЯ – суетливая, с редкими проблесками удач, которые не радуют, потому что на радость не остается ни сил, ни времени. Фраза «я принимаю жизнь такой, как она есть» превращается в клетку, в которой мы угрюмо сидим, не зная, что за дверцей этой клетки есть совсем другая жизнь – интересная, приносящая удовольствие. Откуда берутся эти «клетки» и как из них выбраться? Что мы получим взамен? Об этом мы ведем разговор с директором московского клуба «КРОСС», психологом Ильей КУЗНЕЦОВЫМ.

Ребенок поневоле

- Илья, один из тренингов, который Вы ведете в Московском клубе «КРОСС», называется «Сценарии жизни людей».  Что скрывается за этой фразой?

Жизненный сценарий – это определенный набор алгоритмов поведения, которые мы ежедневно применяем. Можно сказать что сценарий – это судьба человека, это план его жизни. Сценарий как план жизни не осознается человеком. Поэтому о том, в сценарии человек или нет, мы можем судить по уровню комфорта в повседневной жизни, по тому, насколько хорошо он себя чувствует.

- Кто и когда «пишет» нам этот сценарий?

Все сценарные алгоритмы родом из детства. Когда ребенка приносят из роддома, он как человек пока ничего из себя не представляет. Зато с ним рядом есть родители и родственники, с которыми он непрерывно взаимодействует и делает выводы о том, каков этот мир, как он сам и как себя в нем необходимо вести. Потом, когда малыш подрастет, свою «лепту» внесут друзья со двора, ровесники в детском саду и школе.  И примерно к 12 годам человек полностью формирует свой сценарий – основной набор поведенческих принципов, которые и несет с собой во взрослую жизнь.

- Какие же «подводные камни» таит в себе этот, на первый взгляд, безобидный и закономерный процесс?

Ребенок еще не умеет рассудочно мыслить. Абсолютно все происходящее принимается за чистую монету,  фиксируется на уровне эмоций и ощущений. Если дома мы постоянно слышим, какие все вокруг плохие,  то в наш сценарий закладывается ощущение того, что от этого мира надо изо всех сил прятаться. Кто-то из детского опыта усваивает правило, что самый лучший вариант поведения – в нужный момент прикинуться глупеньким: какой спрос с бестолкового? Пока человек не вырос, все это работает. Но детство заканчивается, а отказаться от усвоенных принципов человек не  может.

- Чем это оборачивается?

Тем, что человек использует детские стратегии поведения в ситуации «здесь и сейчас»  и в результате, хочет он того или нет, оказывается в одной из трех сценарных стратегий. Некоторые ощущают себя Неудачниками: любое начинание у таких людей оборачивается трагедией. Многие живут  по банальным сценариям, где провалы чередуются с удачами, но жизнь в целом серая и неинтересная. И есть третий сценарный тип – победители, у которых все получается. Победителей «от природы» не так много, но стать им может любой.

- Каким образом?

Те, кто приходит в наш клуб на «сценарный» тренинг, делает для себя открытие: люди осознают, что причины неудач или недовольства жизнью – не в том, что «жизнь такая», а в том, что они живут и действуют в том самом заданном сценарии. Когда человек выходит из сценария, он получает возможность самостоятельно и эффективно сотрудничать как с жизнью, так и с самим собой, добиваясь результатов без мешающих «детских» методов.

- Как помогают тренинги в достижении этой цели?

Мы вместе с участниками стремимся понять, какой у каждого сценарий, выявляем его основные элементы, стремимся ответить на основные вопросы, которые беспокоят человека. И из этих ответов  выстраивается «лесенка» для достижения цели – автономности, близости и спонтанности.

Радость честного взгляда

- Что именно дает автономность?

Она позволяет видеть жизнь без искажений, которые диктуются нам сценарными алгоритмами. Классический пример таких искажений – извечный спор о стакане, который не то наполовину полон, не то наполовину пуст.  Эти оценки рождаются в нашей голове, мешая видеть истину.  Объективно же в стакане находится некое количество жидкости, и этот объем можно измерить. Так что один из главных подарков автономности – «честное» восприятие себя и окружающей действительности, которого нам так часто не хватает.

Приведу пример. В душе каждого человека живут 3 состояния: Взрослый, Дитя и «Родитель». В первом сосредоточены способности совершать поступки, определять целесообразность действий на основе анализа. «Родитель» олицетворяет все социальные установки и оценки, которыми мы в жизни пользуемся. Наконец, Ребенок в нас «отвечает» за эмоции, желания и интересы. Будучи в сценарии, мы частенько застреваем на чем-то одном. Кто-то всю жизнь ведет себя как маленький, а кто-то все раскладывает по полочкам и не способен радоваться из-за переизбытка взрослости. Достигнув автономности, мы  приводим эти три составляющие в равновесие – и, соответственно, существенно расширяем свои возможности.

- А в чем суть и достоинства спонтанности и близости?

Спонтанность и близость – это качества, присущие каждому ребенку: спонтанность помогает раскованно и непосредственно себя вести, легко относиться к делам и событиям, близость выражается в искренности, способности легко находить общий язык с окружающими. Однако на эти проявления почти все родители в процессе воспитания  накладывают запреты. Например, большинство людей в детстве сталкивалось с мамиными фразами вроде «Перестань громко смеяться, это неприлично!». Бывает, что родители решают за ребенка, с кем ему дружить. Когда человек взрослеет, эти запреты с ним остаются. Но жизнь без спонтанности и близости превращается в существование без радости и любви.  На занятиях мы учимся снимать эти «табу». В итоге благодаря исчезновению запрета на спонтанность человек разрешает себе  принимать решения без тягостных «взрослых» раздумий, а обретенная близость помогает  снять барьеры, которые мешают нормальному человеческому общению, дружбе и любви.

- Тем не менее, когда мы выйдем из сценария и избавимся от мешавших нам старых сценарных алгоритмов, нам неизбежно понадобятся новые. Откуда же им взяться?

Безусловно, новые алгоритмы нужны. Но если в сценарии нами в основном «рулили» алгоритмы биологические, социальные и парентальные (родительские – авт.), с которыми мы родились и которые мы усваивали в детстве, то в ситуации автономности главными становятся алгоритмы личного опыта. Они очень гибкие, их можно легко менять, и поэтому они наиболее эффективны. В процессе наших занятий мы как раз и настраиваемся на эту замену. И в результате всех этих действий в жизни становится уютно и понятно, а детские способы восприятия реальности больше нам не мешают. Мы приучаемся их использовать себе во благо, а не во вред.

Современный человек нередко слышит призыв «сохранить в себе ребенка». Не согласиться с этим сложно: действительно, нам очень часто не хватает детской искренности или способности радоваться. Но нужно ли нам хранить то детское, что мешает быть по-настоящему взрослыми – страхи, комплексы, капризы?  Как мы убедились, понять, что из детства нам помогает, а что - мешает, может каждый, внимательно прочитав сценарий своей жизни. И психологи клуба КРОСС Вам в этом с удовольствием помогут.

P.S. с 2010 года программа сценарного перепрограммирования осуществляется в рамках проекта Мастерской Личностного Роста